Перезагрузка знаний » Метафизика » философия и теология

Доказательство бесконечности пространства

Из истории формирования понятия "пространство" следует, что до сих пор нет единства в вопросе "что такое пространство?". В настоящее время существует две диаметрально противоположные точки зрения, выражающиеся в:
1) абсолютизации пространства, как ящика без стенок, потолка и пола, выполняющего роль пассивного вместилища материи всего мира (Демокрит, Ньютон и др.);
2) субстанциализации пространства, как первоосновы сущего, связующего всю материю мира воедино (Декарт, Эйнштейн и др.).

В первом случае мир и пространство есть разные сущности с кажущимся приоритетом пространства над миром по причине того, что, во-первых, пространство вечно, поскольку ни из чего не состоит, а посему не может создаваться-разрушаться, что значит, что пространство может существовать само по себе и без мира; и, во-вторых, это мир находится внутри пространства, а не наоборот.
Во втором случае мир и пространство едины с кажущимся приоритетом мира над пространством по причине того, что, во-первых, пространство без мира существовать не может; и, во-вторых, что пространство, как и мир, имеет свою внутреннюю структуру, которая изгибается, растягивается и дребезжит.

В связи с этим, возникает множество вопросов. Например, что главнее: мир или пространство? Есть ли у одного из них приоритет по отношению к другому и в чем он выражается? Пространство конечное или бесконечное? Имеет ли оно свою собственную структуру, поскольку конечность пространства предполагает наличие у него границы, что и есть один из элементов структуры? И так далее.
Для начала выясним, конечное пространство или бесконечное ?

Воспользуемся сущностно-сущей терминологией, построенной на основе фразы "сущности существуют в сущем". Эта фраза является формулой вложенных друг в друга матрешек, или формулой холархической структуры вложенных систем.

Формула работает следующим образом.
Если мы возьмем в руки реальный огурец и разрежем его пополам, чтобы видны были внутренние составляющие, то в этом случае огурец будет сущим для существующих (бытийствующих) внутри него составных его сущностей - семян, клетчатки и кожуры. Это значит, что семена, клетчатка и кожура огурца, если на один из них направлен вектор внимания наблюдателя, будут сущностями огурца, при этом сам огурец, как единое целое, остается в боковом зрении наблюдателя, поэтому он будет сущим, в котором существуют его составные сущности. Не трудно догадаться, что сущее имеет смысл места существования сущностей. Как только мы переведем вектор внимания с семян, кожуры или клетчатки на сам огурец, как единое целое, так тут же он станет для нас, наблюдателей, сущностью, существующей в более глобальном сущем, т.е. в более глобальном месте. Например, огурец растет на грядке. Грядка для него, как сущности, является сущим. Переведем вектор внимания на грядку - она станет для наблюдателя сущностью следующего по иерархии сущего. Например, огорода. Огород, в свою очередь, станет сущностью такого сущего, как, например, территория России. Территория России, став сущностью при направленном на нее векторе внимания, обретет свое место в сущем под названием "планета Земля". Планета Земля, как сущность, существует в таком сущем, как, например, Солнечная система. Солнечная система, как сущность, существует в галактике Млечный Путь, являющейся для нее сущим. И так далее. В конце концов, мы в своем движении по сущностно-сущей цепочке достигнем предельных понятий. Весь мир станет предельной сущностью, а пространство - предельным сущим. Далее сущностно-сущей цепочке развиваться некуда. Пространство уже не сможет стать сущностью, поскольку для этого должно существовать более глобальное сущее. Гиперпространство, например. А оно будет предельным сущим или, опять-таки, должно как сущность существовать в более глобальном сущем? В супер-пупер-пространстве? Встает закономерный вопрос: сколько можно однотипные "чистые" пространства, как сущности, размещать в более глобальных и, опять-таки, "чистых" пупер-пространствах, выполняющих роль сущего? Бесконечно? Или существует несколько переходных вариантов пространств, заканчивающихся истинным пространством? Бритва Оккама этого не приемлет. Пространство, в котором существует мир, одно и оно не может быть сущностью, ибо в сущностно-сущей цепочке является предельным сущим. Остается выяснить, что это значит.

Рассмотрим наше сущностно-сущее путешествие на примере с вложенными друг в друга матрешками (см. рисунок).



Пусть самая маленькая кукла олицетворяет такую составную сущность огурца, как его семена. Вставим ее в следующую по размеру куклу, но не станем закрывать верхней половинкой. В этом случае вектор нашего внимания будет сосредоточен на маленькой кукле, как едином целом, а боковым зрением мы будем видеть часть второй куклы, являющейся для первой куклы сущим, или местом ее существования. При этом внешние контуры маленькой куклы совпадут с внутренними контурами большей куклы, а внешних контуров большей куклы мы не будем видеть вообще, поскольку большая кукла не находится на острие вектора нашего внимания. То есть, мы ничего не знаем о большей кукле, пока не сосредоточим на ней свое внимание. Тем не менее, мы заранее и чисто теоретически можем предположить, что для внешних границ сущего может быть три варианта:
1) внешних границ у сущего вообще нет, поскольку они совпадают с границами своего же внутреннего контура, очерченного поверхностью составной своей сущности;
2) границы внешнего контура сущего есть, они не совпадают с границами внутреннего контура и где-то в конкретном месте обретают свою форму;
3) внешние границы сущего уходят в бесконечность, не имея предела, т.е. сущее является бесконечным.
К анализу этих вариантов мы вернемся позже. Пока же зафиксируем только, что у сущего точно есть внутренние границы, совпадающие с внешними границами находящейся в нем сущности, что значит, что внутренние контуры сущего есть место, занимаемое сущностью в сущем, и это место определяется внешними контурами сущности, существующей в данном сущем.

Теперь закроем вторую куклу ее верхней половинкой, превратив ее тем самым в единое целое. Теперь вектор внимания целиком направлен на эту куклу и она для нас, наблюдателей, при наличии внешних контуров, стала сущностью. Вставим ее в следующую по размерам куклу. Все наши рассуждения далее полностью повторятся. Мы также заметим, что размеры кукол увеличиваются, то есть каждая последующая кукла больше предыдущей. Это объясняется тем, что в сущем существует не одна сущность, а значительно больше. Например, из трех выбранных нами составных сущностей огурца - семян, кожуры и клетчатки - мы в своем сущностно-сущем анализе использовали только одну сущность - семена. За счет оставшихся без внимания сущностей формируются размеры сущего, в котором они существуют. Собрав весь набор матрешек, остановимся на предпоследней и последней куклах, олицетворяющих весь мир и пространство соответственно.

Итак, предпоследняя кукла (мир) вставлена в самую большую (пространство). Закроем последнюю куклу ее верхней половинкой. Вектор нашего внимания направится на последнюю куклу, олицетворяющую пространство. Если у куклы-пространства есть внешние контуры (внешние границы), то она опять превратится в сущность, для которой должно существовать более глобальное сущее. Но мы определились: мир является предельной сущностью, поскольку имеет внешние контуры, а пространство - предельным сущим и оно не является сущностью другого, более глобального сущего. Выше мы определили три возможных варианта для куклы:
1) внешние контуры куклы совпадают с ее внутренними контурами (сущее является совокупностью мест, занимающих составными матрешками), что равносильно тому, что внешние контуры последующей куклы совпадают с внешними контурами предыдущей куклы. В этом случае внешние контуры у куклы-пространства есть, они совпадают с контурами мира, поэтому кукла-пространство превратится в сущность, существующую в более глобальном сущем, что противоречит условию, что пространство является предельным сущим.
2) внешние границы у куклы-пространства конечные, поэтому у нее есть внешние контуры. Это тоже противоречит нашему условию.
3) кукла-пространство бесконечна. Это значит, что у пространства нет внешних границ и мы, как наблюдатели, нигде не найдем такой точки, чтобы сконцентрировать внимание на нем, как на обычной сущности (на внешних контурах куклы).

Как видно, только третий пункт удовлетворяет условию, что пространство является предельным сущим. Таким образом, мы доказали, что оно является бесконечным.

Все наши рассуждения были проведены для субъект-объектного мира (миропонимания). В нем мир является конечным, поскольку он материализован субъектом (аналогия: видимое Солнце имеет конечный диаметр только в привычном нам субъект-объектном мире, а в объект-объектном мире Солнце - это вся Солнечная система и даже больше). В объект-объектном мире весь мир, как и пространство, также будет бесконечным. Но это уже другая история...
Категория: философия и теология | Добавил: vladimirphizik2554 (2021-10-09)
Просмотров: 181 | Теги: Сущность, сущее, пространство | Рейтинг: 0.0/0

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

- Макс Борн, один из создателей квантовой теории

Метафизика – это обыкновенная физика, только в руках ученого, который слишком далеко ходит за фактами.

- Сэмюэль Батлер

Есть только две поистине захватывающие темы, достойные серьёзных рассуждений: сплетни и метафизика.

- Иосиф Александрович Бродский

Метафизика – то, что над физикой
Словарь СЗЕФ: метафизика – это философское учение о граничных внеопытных принципах и началах бытия, знания и культуры
Джон Форбс Нэш-младший: Я верил в числа и термины, уравнения и логику, в здравый смысл... Но, проведя жизнь в подобных изысканиях, я не знаю, что такое логика, что определяет здравый смысл... Я прошел долгий путь через физику, метафизику, иллюзию... и обратно. И я сделал самое важное из своих открытий. Главное открытие моей жизни - логичные основания можно выявить только в таинственных уравнениях любви.
Перезагрузка