Перезагрузка знаний » Метафизика » философия и теология

Что такое метафизика

Во все времена людей интересовали такие предельные философские вопросы, как:
-что такое сущий мир;
-как он произошел;
-был ли творец сущего мира или мир вечен;
-почему он существует;
-почему он именно таков, каким нам предстает;
-что такое жизнь;
-что такое разум и, соответственно, что такое человек разумный;
-каково место человека в мире и каково его предназначение в нем;
-что есть причина причин;
-каковы истоки истоков;
-каковы начала начал
и т.д. и т.п.

Эти вопросы предельные по той причине, что они - как дым от парохода, спрятанного за горизонтом моря: подует ветер новых знаний и дым меняет свои очертания, но пароход так и не появляется в прямой видимости. Прямые ответы недоступны человеческому разуму. Всегда появляется нерастворимый остаток, препятствующий заявлению, что такой-то фундаментальный вопрос решен раз и навсегда. Образно можно представить все наши знания в виде сферы, поверхность которой сформирована из предельных философских понятий:

Метафизика есть поверхность шара философских знаний
 

Эту пограничную область философии принято называть Метафизикой, как раздел философии, выделенный для исследования первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового

Исторически, появлению слова «метафизика» мы обязаны Андронику Родосскому, систематизатору работ Аристотеля, который объединил под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений. Дословно, слово «метафизика» с древнего греческого языка переводится, как «то, что после физики» (τὰ μετὰ τὰ φυσικά ). Само название "метафизика" (сверх-физика, над физикой, после физики и т.д.) указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, или в их основании.  Метафизика - это учение о невидимых началах всего сущего, которые являются неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту началами. Почему в названии метафизики фигурирует именно физика? Дело в том, что во времена Аристотеля любые научные знания именовались физикой.

Целью метафизики является достижение истинных знаний о действительном мироустройстве.

Бытие и сущее – это объекты (subjectum) исследования метафизики, как раздела философии, а в плане данности человеку и доступности человеческому познанию - предметы (objectum) метафизики, как умозрительной науки особого типа.

В метафизике сверхувственный предмет принято именовать сущностью.

Свои предельные основания есть у всего. Например, в физике есть понятие "масса". Одно из словарных определений: масса - это физическая скалярная величина, характеризующая инертность тела. Как только мы начнем выяснять физические смыслы понятий, входящих в это определение, то неизбежно попадем в царство философии, поскольку физика имеет две стороны описания и объяснения: количественную, за которую отвечает математический формализм, и качественную (объяснительную, интерпретационную), за которую отвечает философия (строго говоря: мировоззрение исследователя). В итоге, онтология физического понятия перейдет в онтологию философских понятий, причем предельных. И, поскольку речь идет о предельных понятиях, формирующих сущность массы, то это уже будет епархия метафизики.

Поскольку метафизика - пограничный слой философии, то здесь уже иные направления логических построений. Если диалектический метод познания рассматривает все предметы, а также соответствующие им понятия:
- в качественном изменении, т.е. в развитии;
- во взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействии

то метафизический метод познания рассматривает все предметы, а также соответствующие им понятия:
- в количественном изменении;
- изолированно, обособленно друг от друга.

Это значит, что метафизический метод направлен на создание статичной картины мира. Он характеризуется тем, что рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм движения к какой-либо одной форме, отрицает противоречивость движения и развития. Диалектический метод, напротив, направлен на создание динамичной картины мира. Он характеризуется стремлением к установлению связей между вещами и явлениями, выявлению качественного своеобразия форм движения, рассматривает движение и развитие в их внутренней противоречивости. На основе этих философских методов, формируются и соответствующие способы мышления - метафизический и диалектический.

Метафизика есть умозрительное дискурсивное познание бытия и сущего в систематизированном виде.

Метафизические вопросы бытия и сущего разбросаны по всем областям человеческих знаний, они везде образуют основу тех или иных направлений философии. Тем не менее, системность дискурсивного доказательно-логического знания не умаляет роль и значение несистемных рациональных и иррациональных методов метафизики: интуицию, чувствование, откровения, сверхчувственное и сверхрациональное созерцание, мыслечувствие, метафизическую медитацию и т.п., в связи с чем предельные познания обретают системность по мере накопления знаний.

Если философия вообще в целом исследует предельные основания чего бы то ни было (включая смысловые основания), то метафизика, как "первая философия", изучает предельные основания бытия в его универсальных характеристиках (трансценденталиях), а также предельные основания сущего и сущностей. Это наука о сущем как таковом, о первопричинах сущего и бытия, о сущностях, первосущностях и т.д.

Предельные явления объясняются не только физикой, химией, биологией и прочими науками, но и тем, что люди называют "духовным". Например, на вопрос: "Что такое жизнь?", для метафизики одних только научных объяснений будет мало. Она будет искать божественные истоки в непознанном. В общем плане, метафизика есть онтотеология, объединяющая философские знания о бытии мира и теологические знания о бытии Бога. Обобщенно можно сказать, что метафизика есть философская наука о метафизической реальности.

На протяжении всей своей истории метафизика прошла сложный путь.

Эпизодически она либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. При этом этимологическое значение метафизики значительно менялось. В связи с этим, можно различать:
1. Античную (древнюю) метафизику
2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику
3. Современную метафизику

Родоначальником метафизики негласно считается Фалес, положивший начало всей досократической метафизики. Он отождествил сущее  оn) c фюзисом, откуда и появилось понятие физика. Дело Фалеса продолжил его ученик Анаксимандр, назвавший первосущность апейроном  фактически - актуально бесконечное).

Парменид был первым "официальным" метафизиком: он назвал видимое (единственно реально существующее для всех нас) не существующим, а единственно существующим назвал невидимое непреходящее бытие, в котором находятся все истины о мире и человеке, открывающиеся не мнению, не чувственному познанию (слуху, зрению, чувствам), а умозрению.  

Далее был Анаксагор с понятием Ум (Нус), котрый движет материей, сам же не являясь частью материального мира. Это был революционный поступок. До него первопричину искали среди материальных первоэлементов - в воде, воздухе, огне. Но Анаксагор назвал движущей и организующей силой Ум, который соприроден уму человека. Так, в картине мира появилось две природы: материальная и разумная, движимая и движущая, причем человек оказался причастен обеим.

Платон довел различение этих двух природ до полного завершения, отделив мир сверхчувственный (метафизический) от материального и назвав его миром идей-эйдосов. Аристотель вновь соединил эти миры, поместив эйдосы внутрь вещей, но сохранив разделение на движимую материю и движущий Ум (Нус).

 

Библейская иудейская метафизика почти полностью совпала с греческой метафизикой. Космология начала терять заурядную мифологичность, но приобретать научную логику: Единый Бог творит мир, Небо и Землю, мир видимый и невидимый, мир духовный и мир земной. Все, что движется - движется духом. Все отдельные духи связаны единством своей духовной разумной природы, подобной божественной, но качественно различной в плане сотворенности. Только божественная природа Бога нетварна. Весь остальной мир - и духовный, и материальный - сотворены. Материя движется душами, души - духами, а духи - Духом Божиим и Словом-Логосом Божиим. И над всем стоит грандиозная фигура Бога-Отца. 

Средневековая теология полностью базируется на этой модели, ибо отклонение от нее "смерти подобно" и "смерти достойно". Два процесса идут одновременно - совершенствование научного мышления, прогресс в логике и математике, и нарастающее давление идеологической духовной цензуры, ограничивающее свободу полета научной мысли. Учения Декарта и Спинозы знаменуют революционный разворот в метафизике. 

Декарт доводит логический процесс сомнения во всем до критической отметки: "Можно сомневаться в реальности всего видимого и невидимого, можно даже сомневаться в реальности мышления, но нельзя сомневаться в реальности сомнения, значит сомнение реально, реально мышление, реален тот, кто мыслит ("cogito ergo sum" ), и реально то, что является основой мышления и субьекта - Бог". Этот второй вывод o реальности Бога был довольно быстро забыт и даже сочтен за дипломатиеский реверанс в сторону римской курии, а сомнение во всем, кроме самого субьекта, - стало девизом новой эпохи. Вместе с Богом была выплеснута и идея Декарта о реальности двух природ: протяженной-материальной (res extensa) и менатльной-духовной (res cogitans). Вметсе с сомнением в Боге, сомнению подверглась и вся невидимая реальность. Метафизика сделала крен в сторону примата материализма.

Спиноза, двигаясь со стороны иудаизма, восстает против религиозного догматизма и несоответствия учения Торы и Каббалы законам разума. Он своим гениальным умом преобразует теологию в прообраз современной науки. Он считает, что Бог - это сама Природа, которая бесконечна и вечна, но не униформна. Она делится на природу творящую (natura naturans) и природу творимую (natura naturata), на мышление и протяжение, подобно Декарту (res cogitans и res extensa). Но последователи Спинозы, как и Декарта, быстро забыли о природе творящей и ее духовности, богоподобии и субстанциональности. Бог умер, да здравствует Природа! - провозглашает эпоха Просвещения, которую следовало бы назвать эпохой пмрачения духовного разума.

Назад к природе - провозглашает Руссо. Раздавите гадину - призывает Вольтер. И вместе с гадиной инквизиторского лицемерного цезаре-папизма последователи "просветителей" радостно уничтожают и "гадину" христианской церкви, и "гадину" метафизики. На смену разуму и духу приходит рационализм и прагматизм. Наступают сумерки метафизики, затмение Бога, а за ними и забвение Бытия.
 

 

Категория: философия и теология | Добавил: vladimirphizik7226 (2016-11-01)
Просмотров: 248 | Теги: Сущность, бытие, сущее, метафизический метод, Метафизика | Рейтинг: 5.0/1

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

- Макс Борн, один из создателей квантовой теории

Метафизика – это обыкновенная физика, только в руках ученого, который слишком далеко ходит за фактами.

- Сэмюэль Батлер

Есть только две поистине захватывающие темы, достойные серьёзных рассуждений: сплетни и метафизика.

- Иосиф Александрович Бродский

Метафизика – то, что над физикой
Словарь СЗЕФ: метафизика – это философское учение о граничных внеопытных принципах и началах бытия, знания и культуры
Джорд Элиот: Я верил в числа и термины, уравнения и логику, в здравый смысл... Но, проведя жизнь в подобных изысканиях, я не знаю, что такое логика, что определяет здравый смысл... Я прошел долгий путь через физику, метафизику, иллюзию... и обратно. И я сделал самое важное из своих открытий. Главное открытие моей жизни - логичные основания можно выявить только в таинственных уравнениях любви.
Перезагрузка