Перезагрузка знаний » Метафизика » философия и теология |
Что такое Абсолют
Абсолют, как философское понятие, возник в восточной и европейской философии еще в древние времена, хотя сам термин "Абсолют" появился значительно позже.Впервые термин "Абсолют" был введен в философию в конце 18 века М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для обозначения категории «бога, или природы» в философии Спинозы. Введён в широкое употребление Шеллингом в 1800г. Тем не менее, еще до сих пор у разных философов имеются разногласия по трактовке этого понятия. Сегодня, с высоты наших знаний, можно сказать, что в восточной философии роль Абсолюта выполнял Брахман, как Принцип существования мира (например, Брахмана Упанишады). В греческой философии Абсолют выступал в роли безусловного, совершенного, самодостаточного и ничем не ограниченного бытия. Это λόγος (Логос) Гераклита, τὸ ὄν (бытие) Парменида, τὸ ἀγαθόν (Благо) у Платона, τὸ ἁπλῶς ἀγαθόν (Благо вообще, Благо безотносительное) у Аристотеля. Кроме того, философские конструкции Платона и Аристотеля типа αὐτὸ ἐφ̓ ἑαυτό, как вещь «сама по себе» и αὐτὸ καθ̓ αὑτό, как явление «само по себе», также могут рассматриваться в качестве Абсолюта в философии осевого времени. Единое (τὸ ἕν) Плотина понимается как «абсолютно Единое», а Бог - как абсолютное «Благо» (τὸ ἀγαθόν). Единое Прокла представляет собой «абсолютную нерасчлененность». В римской философии у Цицерона абсолютное понимается в смысле «совершенного» и «полного» - vacuus animus perfecte et absolute beatos efficit (освобожденная душа обретет совершенное и полное блаженство , или «совершенство»). У Сенеки Абсолют - это «независимый». «Совершенство» (perfectus) Цицерона, как сущность Абсолюта, прижилось надолго в римской патристике, а затем и в схоластике. Тертуллиан и блаженный Иероним употребляют absolutum bonum, как платоновско-аристотелевское «высшее благо». Далее Абсолют находит свое применение в теологии. Блаженный Августин определяет христианскую веру, как simplex et absoluta (простая и совершенная), а в произведении «Исповеди» он понимает Бога как «абсолютное добро». В работе «О Троице» Августин проводит различие между абсолютной Триипостасной Личностью (Persona Dei) и ограниченной личностью человека. Ансельм Кентерберийский в «Монологионе», а затем в «Прослогионе» в качестве Абсолюта определяет Бога: summum bonum (Высочайшее Благо), которое «существует через себя и из себя», расширив идею Плотина. П. Абеляр в «Теологии «Высшего Блага»» пишет: «...субстанция Божественности всецело одна и та же: единственная, особенная и абсолютно простая, то есть абсолютно свободная...» (С. 169); «Бог есть вместе и абсолютно Единый в единственности субстанции и троичен в различии Трех Персон» (С. 174); «...сущность Троицы в целом и каждой Персоны уникальна и абсолютно едина» (С. 205). Фома Аквинский использует термин «Абсолют» в качестве предиката (например, anima absoluta и т. п.), а также в противопоставлении necessitas conditionata (обусловленной необходимости) - necessitas absoluta, как необходимости абсолютной. И вот наступила эпоха Возрождения. Николай Кузанский вводит идею абсолютного максимума: «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все» (Т. 1. С. 51). По сути, Николай Кузанский поставил точку в исканиях философов смысла Абсолюта. Осталось только расшифровать идею "того единого, которое есть все". Сам Кузанский "все" отождествляет с Богом, который есть «абсолют, творец и творение». Дж. Бруно, склонный к пантеизму, заимствует терминологию Кузанского и определяет единое, как тождество «абсолютной действительности» и «абсолютной возможности» (Диалоги. С. 246). Р.Декарт очень редко прибегал к понятию Абсолюта. Тем не менее, из его немногочисленных употреблений видно, что Декарт в Абсолют вкладывал идеи Кузанского, Парменида и Цицерона: «...Бог совершеннейшее бытие, коему присущи все абсолютные совершенства...» (Т. 2. С. 462). В философии Б. Спинозы учение об абсолютно бесконечной реальности занимает центральное место. «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т. е. субстанцию...» (Избр. произв. Т. 1. С. 361). Г.В.Лейбниц вводит понятие necessitas absoluta (абсолютная, или метафизическая необходимость). «Абсолютная необходимость» понимается Лейбницем, как основание мира, последняя причина, обусловленная непосредственно волей Бога, Творца и Устроителя мира. Наступил период расцвета немецкой классической философии. В своей переписке Ф. Г. Якоби и М. Мендельсон впервые называют Бога, или природу вещей Спинозы, Абсолютом. И. Кант проблеме Абсолюта уделяет большое внимание и в «Критике чистого разума» призывает к разработке этого понятия, поскольку философский смысл термина «абсолютное» уникален. Кант выделил мир явлений и мир вещей в себе. «Абсолютную целокупность условий» опыта Кант относит к миру явлений. Вещи в себе Кант определяет, как «абсолютно безусловное», учение о котором разветвляется в трех направлениях: как абсолютное (безусловное) единство субъекта (вопрос, как возможна рациональная наука о душе); как абсолютное единство ряда условий явлений (вопрос, как возможна рациональная наука о мире); как абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще (вопрос, как возможна рациональная наука о Боге). В итоге, Кант приходит к выводу, что душа, мир в целом, Бог (т. е. то, что составляет «абсолютно безусловное»), не могут быть предметом опытного исследования, поскольку они есть суть идеи. А далее получает зависимость «абсолютно безусловного» от разума. Жаль, что Кант не вспомнил о мире идей Платона... Авторитет Канта возымел успех: начиная с Фихте, в немецкой классической философии Абсолют понимается то как субъект, то как объект (бытие), то как их единство. Фихте пишет: «То, бытие (сущность) чего состоит единственно только в том, что оно полагает себя самого как сущее, есть Я как абсолютный субъект» (Соч. С. 286). Шеллинг идет дальше: «Это основа существования Бога, которую Бог содержит в себе, не есть Бог в абсолютном рассмотрении, т. е. поскольку Он существует, ибо это ведь только основа Его существования. Она есть природа в Боге, неотделимая от него, но все-таки отличная от него сущность» (Соч. Т. 2. С. 107). Гегель развивает представления об Абсолюте. В своей «Лекции по философии религии» он пишет: «...философия рассматривает абсолютное, во-первых, как логическую идею, идею как она есть в мысли, когда само ее содержание составляют мыслительные определения; во-вторых, философия ставит своей задачей показать абсолютное в его деятельности, в его воплощениях, и это есть путь абсолютного к тому, чтобы стать для себя духом; таким образом, Бог есть результат философии, о котором мы узнаем, что Он есть не только результат, но и вечное самосозидание, предшествование Самому Себе» (Фил. религ. Т. 1. С. 224-225). Отличительными особенностями гегелевской конструкции Абсолюта становятся: 1) понимание Абсолюта, как самотождественного, а, вместе с тем, становящегося и развивающегося «Абсолютного субъекта»; 2) понимание Абсолюта в качестве абсолютной идеи, которая «отпускает» себя в природу, а затем в абсолютном духе возвращается к себе; 3) отождествление Абсолюта с мировым разумом, сущность которого раскрывается в диалектике развивающегося понятия; 4) отождествление Абсолюта с истиной (абстрактной и конкретной); 5) отождествление познания мира с самопознанием Абсолюта; 6) понимание Абсолюта в качестве абсолютного духа; 7) возвращение Абсолюта назад, к самому себе, в форме абсолютного знания об абсолютной истине. «Абсолютное есть дух; таково высшее определение абсолютного»,- писал Гегель (Энц. Т. 3. С. 29). Гегеля тут же бросились критиковать А. Шопенгауэр, Ф. К. Баадер, Л. Фейербах, С. Киркегор, К. Маркс и другие, не привнося ничего нового, но акцентизируя внимание на детали типа Фейербаха: «Собственная сущность человека есть его абсолютная сущность, его бог» (Избр. С. 34). В современной философии Абсолют становится одним из центральных понятий многих философов: Дж. Стерлинга, Э. Кэрда, Т. Грина, Ф. Брэдли и т.д. Например, Бредли вводит Абсолют в качестве единой (целостной) «абсолютной реальности», отождествляемой с «абсолютным сознанием» или «опытом». Грин под Абсолютом понимает не только Бога, но и мировое самосознание. Дж. Ройса Абсолют рассматривает под углом зрения «единого и многого», соотношения Божественной Личности (бесконечного Абсолюта) и человеческих индивидуумов-личностей, равных Абсолюту, как часть целому, несмотря на свою «частичную бесконечность». По Ройсу, Абсолют един в качестве Божественной Личности, вместе с тем в нем представлена полнота и многообразие человеческих личностей. В «Философии истории» Риккерт развивает концепцию «абсолютных ценностей» (идеального бытия), «абсолютной точки зрения» на историю и «абсолютного идеала» (С. 135). Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер связывают абсолютное с трансцендентально-логическим познанием. Э.Гуссерль трактует абсолютное с позиций трансцендентальной логики и феноменологии. Хоть Гуссерль и отрицает Абсолют, но, тем не менее, он пишет о «вневременном абсолютном сознании», об «абсолютной субъективности» и «абсолютном потоке». Шелер и Н.Гартман также отметились своими замечаниями об Абсолюте. М. Хайдеггер обращает внимание на неоднозначность прочтения традиционной формулы Gott ist das Absolute (Бог есть Абсолют), которая, в зависимости от логического ударения «Бог есть Абсолют» или «Бог есть Абсолют», должна пониматься по-разному. «Первое предложение означает, что одному Богу принадлежит свойство быть Абсолютом. Второе, что из Абсолютности Абсолюта Бог в качестве Бога получает свою сущность» (Was heisst Denken? S. 101). В критике Гераклита Хайдеггер замечает: «По-латински отрешенное - absolutum, нечто находящееся на своем собственном месте, являющееся впервые самим собою и образующее собственное место» (Die Grundbegriffe der Metaphysik). Ж. Маритен отождествляет Бога с Абсолютом. Г. Марсель объясняет Бога, как «абсолютное Присутствие», или «абсолютное Бытие». Тейяр говорит о Боге-Абсолюте словами: «Мир полон, и полон Абсолютом». Тиллих в книге «Теология культуры» пишет о двух Абсолютах - о философском и религиозном, и их возможном соотношении. Ф. Розенцвейг в книге «Der Stern der Erlösung» (Звезда спасения) понимает абсолютное существо Бога, как всеединство, а М. Бубер обращает внимание на различия, существующие между философским и религиозным подходами к абсолютному. Согласно исследованиям Н. Смирнова, слово «абсолютный» в русском языке появилось в первых десятилетиях XVIII в. Его впервые употребил князь Б. И. Куракин. В «Этимологическом словаре русского языка» (T. 1. С. 57) М. Фасмер пишет: «Абсолютный, впервые у князя Куракина, из польского absolutny «самодержавный»; абсолютство «самодержавие» (начиная с Петра I) преобразовано из польского absolutność» . Существительное "Абсолют" в форме «обсолют» («...желает быть в Полше обсолютом») известно с 1702 г. (Письма и бумаги Петра Великого. С. 426). В русской философской и богословской литературе понятия "Абсолют" и "абсолютный" начали широко применяться в начале XIX в. по мере знакомства с философией абсолютного идеализма. Кроме переводов работ западных философов, русские философы также определяли сущность этих понятий во всей их широте. А.И. Галич, В.Ф. Одоевский, П.Я. Чаадаев, Д. М. Велланский, С. С. Гогоцкий, В. Н. Карпов и многие другие оставили свой след в описании сущности Абсолюта. Вл. С. Соловьев создал одну из наиболее глубоких и самостоятельных концепций Абсолюта как в русской философии, так и мировой. Он писал об абсолютной истине, красоте, цели, об абсолютном сущем, первоначале, знании, добре, благе; о соединении человека с абсолютным. В «Критике отвлеченных начал» (XLIII) Вл. Соловьёв дает определение Абсолюту: «...по смыслу слова (absolutum от absolvere) значит, во-первых, отрешенное от чего-нибудь, освобожденное и, во-вторых, завершенное, законченное, полное, всецелое. Таким образом, уже в словесном значении заключаются два логические определения абсолютного: в первом оно берется само по себе... как безусловно-единое; во втором значении оно определяется положительно по отношению к другому как обладающее всем... Оба значения вместе определяют абсолютное как всеединое, как ἕν καὶ πᾶν» (Т. 2. С. 308-309). В книге «Предмет знания» (1915) Франк вводит понятие «абсолютного бытия»: «...присутствие абсолютного бытия есть абсолютно первичная основа всякого сознания и познания». Франк отрицает спекулятивные попытки вывести природу Бога из понятия Абсолюта: «Абсолют - всеобъемлющая полнота и всеопределяющее первоначало - поистине, достаточно богат, чтобы о нем можно и нужно было одновременно сказать, что он есть и Абсолютное, и Абсолютный; «средний» и «мужской» род, начало безличного и личного бытия, не определяют его самого... а, наоборот, оба истекают из него самого и сами подчинены ему». По этому поводу Н. А. Бердяев в рецензии «О книге Франка «Непостижимое»» писал: «...для Франка Бог есть Абсолютное. Между тем как Абсолютное есть предел отрешенной мысли. Абсолютное не может выйти из себя. Абсолютное не есть личность». С. Н. Булгаков в книге «Свет Невечерний» (1917) критикует философские учения о Боге Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Вл. Соловьёва и строит свою, спорную как в богословском, так и в философском отношении, теорию Абсолюта. И. А. Ильин в работе «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918) подробно рассматривает проблемы Абсолюта, абсолютного понятия и абсолютной идеи. А. Ф. Лосев в «Диалектике мифа» (1930) и ряде других работ предпринимает попытку создания абсолютной мифологии, в основу к-рой положена идея «абсолютного» как синтеза антиномий веры и разума, религии и мифа, философии и богословия. Вот краткая история понятия "Абсолют". Работы по исследованию его сущности продолжаются и по сей день. Разумеется, не без ложных направлений. Например, А. де Любак в свое время утверждал, что «без Трансцендентного, т. е. присутствующего Абсолюта, внедрившегося уже в сердце действительности», жизнь бессмысленна и абсурдна. Как видим, это типичная софистика, слова ни о чем. Часто, для пущей важности, философствующие с таинственным придыхом вещают о некоем Абсолюте, стоящем во главе их философской системы. Очень часто с таким же мистическим благоговением слово "Абсолют" встречается и в эзотерических учениях. При дальнейшем ознакомлении оказывается, что эти Абсолюты - обычные ничто. Из описания истории формирования понятия Абсолют видно, что многие философы во все времена говорили о локальных абсолютах (с маленькой буквы) своих индивидуальных философских систем, а не о глобальном Абсолюте (с большой буквы), как вершине всех возможных систем. Это λόγος (Логос) Гераклита, τὸ ὄν (бытие) Парменида, τὸ ἀγαθόν (Благо) у Платона, τὸ ἁπλῶς ἀγαθόν (Благо вообще, Благо безотносительное) у Аристотеля и так далее. Концепцию Абсолюта впервые провозгласил Николай Кузанский: «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все». Итак, Абсолют - «то единое, которое есть все». Это значит, что Абсолют, являясь ВСЕМ, абсолютно превосходит любой свой составной элемент. Первое, что приходит на ум в качестве претендентов на роль Абсолюта - это Мироздание и Бог. Может ли Мироздание быть Абсолютом? Значение слова Мироздание по Ефремовой: Мироздание — Вселенная, мир. Значение слова Мироздание по словарю Ушакова: Мироздание — то же, что Вселенная. Мир, или Вселенная, всю полноту не создает. Это лишь одна категория из базовых десяти категорий Аристотеля (что?). Значит, весь мир Абсолютом быть не может. Чего-то не хватает. Может ли Бог быть Абсолютом? Бог не может быть табуретом, а табурет не может быть частью Бога. Значит, Бог также Абсолютом быть не может. Поскольку претендентов на роль Абсолюта больше нет, попробуем самостоятельно его сформулировать. Для этого дополним мир его существованием и пространством, в котором этот мир существует. Получаем полноту в виде трех категорий: Что? Где? Как, каким образом? Мир, его существование и пространство назовем Абсолютом. Под это определение, действительно, попадает ВСЕ. Даже Бог. Не говоря о людях, табуретах, инопланетянах и прочих сущностях сущего мира. Кроме того, полноту Абсолюта формируют всевозможные процессы, происходящие в мире (существование), и все локальные пространства, включая умственные пространства типа экономического, исторического, математического и пр. пространств, а также индивидуальные пространства сознаний разумных существ с их фантазиями и знаниями и их коллективные суперпозиции. Далее начинается работа по созданию теоретической модели Абсолюта. Определив Абсолют, как весь мир, его существование и пространство, мы, тем самым, предъявили его в развернутом виде. Необходимо свернуть Абсолют, представив его в компактном виде. Это осуществляется отдельно для его составных компонентов - мира, существования и пространства. В конечном итоге, получается формула Абсолюта: Абсолют = Идея + Пространство + Движение По этой формуле Абсолют разворачивается от самих своих первооснов до конечного состояния - мира, его существования и пространства. | |
Просмотров: 366 | | |