Перезагрузка знаний » Эксклюзив » Новинки » Эксклюзивные материалы

В категории объявлений: 4
Показано объявлений: 1-4


Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
В 1967 году на Международном конгрессе по логике науки К.Поппер в своем докладе сформулировал концепцию трех миров:

"Главной темой настоящего доклада будет то, что я называю - за неимением лучшего термина - «третьим миром». Попытаюсь объяснить это выражение. Если использовать слова «мир» или «универсум» не в строгом смысле, то мы можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства. То, что я называю «третьим миром», по-видимому, имеет много общего с платоновской теорией форм или идей и, следовательно, также с объективным духом Гегеля, хотя моя теория в некоторых решающих аспектах радикальным образом отличается от теорий Платона и Гегеля. Она имеет много общего и с теорией Больцано об универсуме суждений самих по себе и истин самих по себе, но отличается также и от этой теории. Мой третий мир по своему смыслу ближе всего находится к универсуму объективного содержания мышления Фреге...

третий мир в значительной степени автономен, хотя мы постоянно воздействуем на него и подвергаемся воздействию с его стороны. Он является автономным, несмотря на то, что он есть продукт нашей деятельности и обладает сильным обратным воздействием на нас, то есть воздействием на нас как жителей второго и даже первого миров.

я полагаю, что, хотя этот третий мир есть человеческий продукт, существует много теорий самих по себе, рассуждений самих по себе и проблемных ситуаций самих по себе, которые никогда не были созданы или поняты и, возможно, никогда не будут созданы или поняты людьми.

Идея автономии является центральной в моей теории третьего мира: хотя третий мир есть человеческий продукт, человеческое творение, он в свою очередь создает свою собственную область автономии..."

(Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., "Прогресс", 1983, с. 439-440, 446, 452, 454).

Еще ранее русский философ Григорий Сковорода предложил свое видение миров, отличающееся от взглядов Поппера. Что можно сказать об этих теориях?

Это были первые попытки взглянуть на мир глазами разных наблюдателей.

Еще в древние времена философия пошла в двух направлениях: философия объект-объектного мира, в котором субъект, как нейтральный наблюдатель-датчик, исследует мир в его онтологии, то есть в том виде, в котором мир существует "глазами" камня или неодушевленной горы, и философия субъект-объектного мира, где мир предстает в том виде, каким его видит человек - во всех красках, звуках, запахах и пр. По первому пути пошла древне-восточная философия, а по второму - западно-европейская философия (хотя Платон и пытался направить ее в объектное русло своей пещерой теней). Отдельно пошла теология, рассматривая мир и, соответственно, Бога через призму субъект-субъектных отношений. Как видно, все три направления исследовали один и тот же мир, но исследовали они этот мир разными глазами и наделяли мир разными свойствами. Кроме того, наука, как и древне-восточная философия, исследовала объект-объектный мир в его онтологии. Таким образом, идеи К.Поппера и Г.Сковороды можно выразить при помощи субъект-объектных отношений.

Для этого рассматриваем и наблюдателя, и весь мир в двух вариантах - как в роли субъекта, как и в роли объекта. В итоге, из двух пар "наблюдатель, как субъект или объект" и "мир, как субъект и объект" получаем четыре возможных мира (миропонимания):
- объект-объектный мир
- субъект-объектный мир
- субъект-субъектный мир
- солипсизм, или мир существует только в сознании.

Вариант абсолютного солипсизма не соответствует действительности, поскольку он исключает существование мира вне субъекта, но, тем не менее, он существует в статусе теоретически возможного.

Проанализируем полученные результаты.

1. Объект-объектный мир.

Мир, в котором нет субъекта. Есть только нейтральный обезличенный наблюдатель. Мир "глазами" камня у дороги.
Мир без запахов, цветов и звуков.
Мир пространства, заполненного только одними полями.
Пещера теней Платона.
Поле в пространстве - это акаша восточных философий. "Свет" и "звук" движения идей в пространстве. Тенеобразующая субстанция пещеры Платона. Первичная материя, или по-гречески - ;;;, "гиле" или "юли", созвучная и русскому "поле", и английскому "фильд" (field).
Мир, в котором работают науки и восточная философия.
Бог в этом мире не является субъектом. Его просто нет в этом мире, как и утверждает древне-восточная философия. Богом в этом мире является Принципом бытия мира теней, что следует из древне-восточной философии.

2. Субъект-объектный мир.

Наш привычный мир. Мир, который мы видим за счет рецепторной данности, сформированной в сознании в результате индукции.
Мир, как иллюзия (майя) цветов и звуков, сотканный сознанием из рецепторной данности, в котором Бог "Аз есмь Сущий". Наблюдатель - центральная часть мира "Я есть". Мир крутится вокруг "я". Бог предстает перед субъектом, как объект и личность.
В субъект-объектном мире "я" легко и незатейливо становится Абсолютом для радикального солипсиста. Начинаем выходить из солипсизма - Абсолют начинает расширяться во внешний мир. Упраздняем свою субъективную исключительность - переходим в объект-объектный мир.

3. Субъект-субъектный мир.

"Я есть" является частью "Аз есмь Сущий". То, чем занимается теология. Это мир прямого общения ("чистое мышление") с Богом (божественные откровения, субъект-субъектные контакты с другими людьми и т.д.). Основано на ПИСАНИЯХ (теология). "Я" растворяется в божественной субстанции. Нирвана восточных философий.
Абсолютом в этом мире является Бог.

Как видно из выше описанного, в зависимости от субъект-объектного взгляда на мир, все меняется: и пространства, и субстанции, и Бог, и Абсолют, и все остальное. Если составить что-то для объект-объектного мира - оно не подойдет для субъект-объектного и субъект-субъектного миров. И наоборот. Тем не менее, все три пункта говорят об одном и том же мире, но по-разному. Все зависит от того, с какой точки зрения изучается мир.

Поскольку разговор идет об одном и том же мире, но на разных языках, то получается, что между восточной и западной философией, наукой и религией нет противоречий, но есть обычное непонимание, как между иностранцами, не владеющими общим языком.

А теперь перейдем к переходам от вариаций миров к древним философиям.

В объект-объектном мире, который представляет собой совокупность полей, наблюдателем является датчик. В этом мире поле обратно пропорционально квадрату расстояния, что значит, что оно бесконечное (поле по возрастающей уходит на бесконечность). Выходим на древне-восточную теорию акаши, Принцип, как закон существования полей, и т.д.
В субъект-объектном мире (нашем привычном) наблюдателем является человек, как сторонний наблюдатель, который может быть выведен за пределы конечной Вселенной (факт конечности Вселенной доказывается возможностью фиксации момента "сейчас", ибо в бесконечной Вселенной радиус катящейся по оси времени окружности скрученного цикла был бы бесконечным, что привело бы к двум параллельным линиям с отсутствующей точкой соприкосновения, или моментом "сейчас" (параллельные линии просто сливаются и не имеют единственной точки соприкосновения)). Но тут появляется "НО": ничто не запрещает существованию множества других изолированных Вселенных (изолированных, чтобы окружность скрученного цикла не имела бесконечный радиус, иначе исчезнет момент "сейчас") и мы выходим на индусскую мифологическую философию о множестве изолированных и не связанных друг с другом пузырей-Вселенных. Появляется индусская кальпа и т.д. (Кальпа (санскр. कल्प, «порядок», «закон») — единица измерения времени в индуизме и буддизме. В индуизме кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет). Тогда встает следующий вопрос: так что нам считать Вселенной: только наш пузырь-Вселенную или все это множество пузырей-Вселенных, которых может быть любое количество? Одним словом, появляется неопределенность. Фифти-фифти, что на данный момент технического развития человечества нельзя проверить.
В субъект-субъектном мире, как и в случае объект-объектного мира, опять имеем дело с бесконечным пространством, но только мнимым (как антиподом физического пространства), и наблюдателем здесь является ментальное "я" субъекта. Выходим на теорию нирваны и теологию с эзотерикой.
Эксклюзивные материалы | Просмотров: 22 | Дата: 2024-09-06

Из истории формирования понятия "пространство" следует, что до сих пор нет единства в вопросе "что такое пространство?". В настоящее время существует две диаметрально противоположные точки зрения, выражающиеся в:
1) абсолютизации пространства, как ящика без стенок, потолка и пола, выполняющего роль пассивного вместилища материи всего мира (Демокрит, Ньютон и др.);
2) субстанциализации пространства, как первоосновы сущего, связующего всю материю мира воедино (Декарт, Эйнштейн и др.).

В первом случае мир и пространство есть разные сущности с кажущимся приоритетом пространства над миром по причине того, что, во-первых, пространство вечно, поскольку ни из чего не состоит, а посему не может создаваться-разрушаться, что значит, что пространство может существовать само по себе и без мира; и, во-вторых, это мир находится внутри пространства, а не наоборот.
Во втором случае мир и пространство едины с кажущимся приоритетом мира над пространством по причине того, что, во-первых, пространство без мира существовать не может; и, во-вторых, что пространство, как и мир, имеет свою внутреннюю структуру, которая изгибается, растягивается и дребезжит.

В связи с этим, возникает множество вопросов. Например, что главнее: мир или пространство? Есть ли у одного из них приоритет по отношению к другому и в чем он выражается? Пространство конечное или бесконечное? Имеет ли оно свою собственную структуру, поскольку конечность пространства предполагает наличие у него границы, что и есть один из элементов структуры? И так далее.
Для начала выясним, конечное пространство или бесконечное ?

Воспользуемся сущностно-сущей терминологией, построенной на основе фразы "сущности существуют в сущем". Эта фраза является формулой вложенных друг в друга матрешек, или формулой холархической структуры вложенных систем.

Формула работает следующим образом.
Если мы возьмем в руки реальный огурец и разрежем его пополам, чтобы видны были внутренние составляющие, то в этом случае огурец будет сущим для существующих (бытийствующих) внутри него составных его сущностей - семян, клетчатки и кожуры. Это значит, что семена, клетчатка и кожура огурца, если на один из них направлен вектор внимания наблюдателя, будут сущностями огурца, при этом сам огурец, как единое целое, остается в боковом зрении наблюдателя, поэтому он будет сущим, в котором существуют его составные сущности. Не трудно догадаться, что сущее имеет смысл места существования сущностей. Как только мы переведем вектор внимания с семян, кожуры или клетчатки на сам огурец, как единое целое, так тут же он станет для нас, наблюдателей, сущностью, существующей в более глобальном сущем, т.е. в более глобальном месте. Например, огурец растет на грядке. Грядка для него, как сущности, является сущим. Переведем вектор внимания на грядку - она станет для наблюдателя сущностью следующего по иерархии сущего. Например, огорода. Огород, в свою очередь, станет сущностью такого сущего, как, например, территория России. Территория России, став сущностью при направленном на нее векторе внимания, обретет свое место в сущем под названием "планета Земля". Планета Земля, как сущность, существует в таком сущем, как, например, Солнечная система. Солнечная система, как сущность, существует в галактике Млечный Путь, являющейся для нее сущим. И так далее. В конце концов, мы в своем движении по сущностно-сущей цепочке достигнем предельных понятий. Весь мир станет предельной сущностью, а пространство - предельным сущим. Далее сущностно-сущей цепочке развиваться некуда. Пространство уже не сможет стать сущностью, поскольку для этого должно существовать более глобальное сущее. Гиперпространство, например. А оно будет предельным сущим или, опять-таки, должно как сущность существовать в более глобальном сущем? В супер-пупер-пространстве? Встает закономерный вопрос: сколько можно однотипные "чистые" пространства, как сущности, размещать в более глобальных и, опять-таки, "чистых" пупер-пространствах, выполняющих роль сущего? Бесконечно? Или существует несколько переходных вариантов пространств, заканчивающихся истинным пространством? Бритва Оккама этого не приемлет. Пространство, в котором существует мир, одно и оно не может быть сущностью, ибо в сущностно-сущей цепочке является предельным сущим. Остается выяснить, что это значит.

Рассмотрим наше сущностно-сущее путешествие на примере с вложенными друг в друга матрешками (см. рисунок).


Холархия - это структура вложенных друг в друга матрешек
Пусть самая маленькая кукла олицетворяет такую составную сущность огурца, как его семена. Вставим ее в следующую по размеру куклу, но не станем закрывать верхней половинкой. В этом случае вектор нашего внимания будет сосредоточен на маленькой кукле, как едином целом, а боковым зрением мы будем видеть часть второй куклы, являющейся для первой куклы сущим, или местом ее существования. При этом внешние контуры маленькой куклы совпадут с внутренними контурами большей куклы, а внешних контуров большей куклы мы не будем видеть вообще, поскольку большая кукла не находится на острие вектора нашего внимания. То есть, мы ничего не знаем о большей кукле, пока не сосредоточим на ней свое внимание. Тем не менее, мы заранее и чисто теоретически можем предположить, что для внешних границ сущего может быть три варианта:
1) внешних границ у сущего вообще нет, поскольку они совпадают с границами своего же внутреннего контура, очерченного поверхностью составной своей сущности;
2) границы внешнего контура сущего есть, они не совпадают с границами внутреннего контура и где-то в конкретном месте обретают свою форму;
3) внешние границы сущего уходят в бесконечность, не имея предела, т.е. сущее является бесконечным.
К анализу этих вариантов мы вернемся позже. Пока же зафиксируем только, что у сущего точно есть внутренние границы, совпадающие с внешними границами находящейся в нем сущности, что значит, что внутренние контуры сущего есть место, занимаемое сущностью в сущем, и это место определяется внешними контурами сущности, существующей в данном сущем.

Теперь закроем вторую куклу ее верхней половинкой, превратив ее тем самым в единое целое. Теперь вектор внимания целиком направлен на эту куклу и она для нас, наблюдателей, при наличии внешних контуров, стала сущностью. Вставим ее в следующую по размерам куклу. Все наши рассуждения далее полностью повторятся. Мы также заметим, что размеры кукол увеличиваются, то есть каждая последующая кукла больше предыдущей. Это объясняется тем, что в сущем существует не одна сущность, а значительно больше. Например, из трех выбранных нами составных сущностей огурца - семян, кожуры и клетчатки - мы в своем сущностно-сущем анализе использовали только одну сущность - семена. За счет оставшихся без внимания сущностей формируются размеры сущего, в котором они существуют. Собрав весь набор матрешек, остановимся на предпоследней и последней куклах, олицетворяющих весь мир и пространство соответственно.

Итак, предпоследняя кукла (мир) вставлена в самую большую (пространство). Закроем последнюю куклу ее верхней половинкой. Вектор нашего внимания направится на последнюю куклу, олицетворяющую пространство. Если у куклы-пространства есть внешние контуры (внешние границы), то она опять превратится в сущность, для которой должно существовать более глобальное сущее. Но мы определились: мир является предельной сущностью, поскольку имеет внешние контуры, а пространство - предельным сущим и оно не является сущностью другого, более глобального сущего. Выше мы определили три возможных варианта для куклы:
1) внешние контуры куклы совпадают с ее внутренними контурами (сущее является совокупностью мест, занимающих составными матрешками), что равносильно тому, что внешние контуры последующей куклы совпадают с внешними контурами предыдущей куклы. В этом случае внешние контуры у куклы-пространства есть, они совпадают с контурами мира, поэтому кукла-пространство превратится в сущность, существующую в более глобальном сущем, что противоречит условию, что пространство является предельным сущим.
2) внешние границы у куклы-пространства конечные, поэтому у нее есть внешние контуры. Это тоже противоречит нашему условию.
3) кукла-пространство бесконечна. Это значит, что у пространства нет внешних границ и мы, как наблюдатели, нигде не найдем такой точки, чтобы сконцентрировать внимание на нем, как на обычной сущности (на внешних контурах куклы).

Как видно, только третий пункт удовлетворяет условию, что пространство является предельным сущим. Таким образом, мы доказали, что оно является бесконечным.

Все наши рассуждения были проведены для субъект-объектного мира (миропонимания). В нем мир является конечным, поскольку он материализован субъектом (аналогия: видимое Солнце имеет конечный диаметр только в привычном нам субъект-объектном мире, а в объект-объектном мире Солнце - это вся Солнечная система и даже больше). В объект-объектном мире весь мир, как и пространство, также будет бесконечным. Но это уже другая история...
Эксклюзивные материалы | Просмотров: 116 | Дата: 2022-12-16

Ключевая идея СТО - сигналы о событиях приходят в детектор не мгновенно, а с конечной скоростью. Мало того, это не любая скорость (скорость звука, например), а скорость света, которая инвариантна для любой СО.

Таким образом, согласно ключевой идее СТО, имеется два вида движения: относительное движение СО и скорость передачи информации.

Суть СТО: в одной из СО испускается электромагнитный импульс и, пока он движется к другой СО, происходит перемещение одной из СО относительно другой СО. Два взаимосвязанных движения: движение объекта и движение сигнала. Когда сигнал регистрируется - начинается описание координат при помощи преобразования Лоренца.

Дифференциал dx - это, по сути, длина отрезка, стремящаяся к нулю. Всякий отрезок имеет две граничные точки. Хоть пространственный дифференциал, хоть временной. В СТО есть формулы для отрезков. При стремлении к нулю они не совпадают с формулами дифференциалов, общепризнанных в СТО. Не совпадают с этими же формулами и дифференциалы, выводимые из преобразований Лоренца при условии, что время перемещения объекта равно времени движения сигнала. Но это - отдельная тема разговора. Суть в другом: дифференциал в СТО - это бред сивой кобылы. По той причине, что нарушается ключевая идея СТО, озвученная выше. Так как дифференциал - отрезок, стремящийся к нулю, который имеет две точки, то это значит, что сигнал от первой точки достиг приемника, а вот второй сигнал от другой граничной точки отрезка - еще где-то в пути. Это нигде не учитывается. По этой причине нет никакого отрезка. Он - не определен. Нарушается принцип подтверждения координаты. Нарушается ключевая идея СТО. По логике, дифференциал должен иметь зависимость от сигнала, зависшего где-то на подходе к приемнику. Но этого нет. Значит, рушится и основа ОТО, построенная на тензорах (читай - на дифференциалах). При том, что математика СТО и ОТО - безукоризненная, эта математика - совершенно о другом. Одним словом, СТО и ОТО нуждаются в тщательной ревизии.
Эксклюзивные материалы | Просмотров: 585 | Дата: 2017-06-16

Рассмотрим, чему равна производная dx/dt в различных системах отсчета



Пусть в начальный момент времени t= tʹ=0 в точке начала отсчета этих систем отсчета вспыхивает лампа. Пока фронт световой волны достигнет другой СО, она, с точки зрения связанного с ней наблюдателя, успевает переместиться на некоторое расстояние
Δx=tV ,
где: t - время перемещения СО на расстояние Δx, а также время распространения фронта световой волны от одной СО к другой;
с – скорость света;
V – относительная скорость движения СО;
Δx=x2-x1
x2 и x2 – начальная и конечная координаты СО.

В СТО утверждается, что для наблюдателя, находящегося в другой СО, значения и , в отличие от принципа относительности Галилея, будут другими, т.е. tʹ≠ t , xʹ≠ x и Δxʹ≠Δx.

Запишем уравнения связи пространственно-временных координат для разных СО в виде:
x=ϒ (xʹ- Vtʹ) (1)
xʹ=ϒ (x+ Vt) (2)
где ϒ - некий коэффициент пропорциональности, значение которого и требуется определить.

Вычисление параметра ϒ производится следующим образом.

Поскольку
x= сt (3)
xʹ= сtʹ (4)
то, используя (3) и (4) в (1) и (2), несложно получить уравнения:
сt=ϒ tʹ(с-V) (5)
сtʹ=ϒ t(с+V) (6)

Перемножив между собой правые и левые части уравнений, получаем:
с2ttʹ=ϒ2 ttʹ(с2-V2)
откуда следует искомый результат:

ϒ =1/√(1-V2/C2 ) (7)

Далее, подставив выражение (7) в уравнения (1) и (2), получаются знаменитые формулы СТО.

Вернемся к уравнению (1) и перепишем его в виде:
ϒ = x/(xʹ-Vtʹ ) (8)

Теперь уравнение (8) подставим в (2) и, используя (3) и (4), получим:

2=x2((c+V)/(c-V)) (9)

откуда следуют два уравнения:
xʹ= x√((c+V)/(c-V)) (10)
xʹ= - x√((c+V)/(c-V)) (11)

Из (10) и (11) при использовании (3) и (4) получаем:
tʹ = t √((c+V)/(c-V)) (12)

Эти уравнения получаются и другим образом (Сущность СТО).
Из (10) и (12) следует равенство производных в штрихованной и нештрихованной СО

dx/dt = (dxʹ)/(dtʹ) = v (13)

что означает, что скорость v является инвариантом.
Эксклюзивные материалы | Просмотров: 738 | Дата: 2017-03-22

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

- Макс Борн, один из создателей квантовой теории

Метафизика – это обыкновенная физика, только в руках ученого, который слишком далеко ходит за фактами.

- Сэмюэль Батлер

Есть только две поистине захватывающие темы, достойные серьёзных рассуждений: сплетни и метафизика.

- Иосиф Александрович Бродский

Метафизика – то, что над физикой
Словарь СЗЕФ: метафизика – это философское учение о граничных внеопытных принципах и началах бытия, знания и культуры
Джон Форбс Нэш-младший: Я верил в числа и термины, уравнения и логику, в здравый смысл... Но, проведя жизнь в подобных изысканиях, я не знаю, что такое логика, что определяет здравый смысл... Я прошел долгий путь через физику, метафизику, иллюзию... и обратно. И я сделал самое важное из своих открытий. Главное открытие моей жизни - логичные основания можно выявить только в таинственных уравнениях любви.
Перезагрузка